Фрида Кало и «несколько царапин»

Ей посвящаются поэмы, а её дневник постоянно переиздаётся. Её живой, своевольный характер, особенным образом проявляющийся в творчестве, достоин восхищения.

Феминистки считают Фриду Кало (1907 – 1954) своей предтечей, а при жизни её причислял к своему лагерю даже «папа римский» сюрреализма Андре Бретон, хотя сама художница этого не разделяла.

До середины 80-х годов XX века Фрида была практически неизвестна за пределами Мексики. Но сейчас она – одна из наиболее популярных художниц в мире. О ней и ее муже Диего Ривере была издана масса книг на разных языках. Режиссёры снимают о ней фильмы (например, фильм 2002 года режиссёра Джулии Теймор; главную роль сыграла Сальма Хайек) парфюмеры создают духи с её именем, кутюрье выпускают коллекции одежды в стиле Фриды. Есть даже пиво с её именем.

Последняя картина Фриды называется «Да здравствует жизнь!». И неспроста, ведь больше всего на свете Фрида любила жизнь. Причин для этого у неё было предостаточно. В 6 лет она переболела полиомиелитом и осталась хромой, в 18 лет перенесла аварию, повлекшую за собой травмы позвоночника и многочисленные операции. Но страсть к жизни, темперамент и обаяние притягивали к ней людей.

Нахлебавшись страданий, она не сдавалась и имела тонкое чувство юмора, позволявшее ей смеяться над своей судьбой. «Всего-то несколько царапин!» – назвала Фрида картину, в которую выплеснула всю боль от того, что муж открыто изменил ей с её сестрой. Царапин в жизни у неё тоже было предостаточно. Ни на одном автопортрете художница не улыбается. Много раз падая, она снова поднималась и шла дальше с новыми силами. Не способная из-за травмы иметь детей, она рисовала  их, и часто мёртвыми. Она знала что рисует. Трижды чудом  забеременев, Фрида пережила три выкидыша.

Творческая манера художницы основывалась на традиционной мексиканской живописи и на свойственной сюрреализму свободной ассоциативности, передаче глубоко запрятанного подсознательного. Суть её картин скрыта в деталях. Хотя совсем уж сюрреалисткой Фриду назвать, пожалуй, нельзя. Она выработала свою собственную манеру, которую невозможно подогнать под рамки какого-то одного направления. Своё влияние на неё оказала теория Фрейда, и то, что Фрида была первой, кто подвергся в Мексике психоанализу.

Картины Фриды – это чувства, боль, потери, но и безграничная любовь и прощение, свет, вера и надежда. «Дерево надежды, стой прямо!» – это строки из её дневника.

19

Добавить комментарий