«Интерстеллар» Кристофера Нолана

sochnik_movie_interstellar2014_4

Новое творение Нолана начинается как философская драма об отношениях отцов и детей, постепенно превращаясь в образцовый фантастический блокбастер. В условиях продовольственного кризиса, который охватил планету обозримого будущего, особое значение приобретают фермерские хозяйства, которые борются с исчезновением зерновых культур, необходимых для жизни человечества. Лучшие умы при поддержке правительства ищут способы выжить и присматриваются к далеким галактикам как к потенциальным местам для человеческих колоний и поселений. Бывший пилот Купер, переквалифицировавшийся в фермера и в одиночку воспитывающий детей в пыльных пшеничных полях, отправляется в рискованное межгалактическое путешествие с целью проверить планеты на предмет пригодности для жизни. Тем временем, его дочь, без пяти минут гений по имени Мерф, прислушивается к сигналам загадочного призрака в домашней библиотеке.

Пожалуй, самым неожиданным элементом фильма становится небывалая сентиментальность Нолана, которая, безусловно, привлекает зрительскую аудиторию, но работает далеко не во всех сценах. Так, после впечатляющих с технической точки зрения эпизодов полета в новые галактики Энн Хэтэуэй с безумной улыбкой на лице вдруг разражается монологом о любви, которая, оказывается, мотивирует ее пренебречь научными соображениями и доводами рассудка при выборе дальнейшей траектории путешествия. В то же время Купер, охваченный болезненной любознательностью и страстью к космическим изысканиям, покидает любимую дочь с крайне достоверным выражением на лице, а эпизод с видео-приветом из будущего от уже 40-летней Мерф практически невыносимо смотреть из-за трогательных отсылок к «Даласскому клубу покупалетей» в актерской игре Мэттью Макконахи.

20141705-zzz4
Эмоциональный накал, который обеспечивают главные персонажи «Интерстеллара», поддерживается в том числе и благодаря выдающейся игре второстепенных на первый взгляд, но крайне важных для построения драматургии фильма персонажей. Одним из главных открытий является Джессика Честейн, блестяще сыгравшая взрослую Мерф, дочь Купера. Фактически переигрывая Энн Хэтэуэй, Честейн кажется настолько живой и понятной зрителю, что невольно вызывает острое чувство сопереживания с первых минут появления на экране. Отдельных аплодисментов заслуживает и персонаж доктора Манна в исполнении Мэтта Дэймона. Одинокий поселенец планеты, еще не освоенной людьми, проводящий годы за сбором опытных образцов и мечтающий однажды вернуться домой. В конечном итоге именно работа актерского состава, которому позавидовал бы любой режиссер, выводит «Интерстеллара» в категорию фильма не просто фантастического, но и философского.
Ловкие и продуманные маркетинговые ходы заранее подготовили фильм к нелегкому статусу шедевра. Раздражающая атмосфера секретности, зашифрованные образцы сценария, подписанные водяными чернилами специально для актеров, сравнения с Кубриком и Аронофски сделали свое дело – завышенные ожидания и величие Нолана немного опередили содержательную часть и сыграли определенную роль в конструктивистском превращении занимательной космологии в широкую интеллектуальную дискуссию о том, что мы будем делать, когда технический прогресс позволит человеку заглянуть в дивный новый мир. Несмотря на неоднократные отсылки к физической терминологии, астрономии и науке в принципе, научная составляющая «Интерстеллара» не кажется фундаментальной. Но Нолан не был бы Ноланом, не сумей он каждый раз трансформировать вольные допущения о физических законах природы в чистую фантастику, снимая, тем самым, возможные критические замечания с повестки дня, что вполне допускает блокбастер такого уровня. Не случайно в этом контексте изображение НАСА как некоего масонского клуба, в рамках которого одержимые космологией ученые всю жизнь ищут константу в одном уравнении. Создатели фильма как бы подают сигнал тем, кто готов отпустить едкую шутку о том, как можно пролететь черную дыру вдоль и поперек без потерь – не стоит относиться слишком серьезно к происходящему на экране.

interstellar.thm_
Выдающееся музыкальное сопровождение Зиммера – то, что действительно приковывает зрителя к своему месту. И если с интерпретацией неизвестных галактик, черных дыр и космических полетов можно поспорить, то иного саундтрека представить просто невозможно.
«Интерстеллар» легко можно включить в список лучших фильмов года, во многом потому, что у Нолана в современном кино просто нет конкуренции – ни по возможности работать с лучшими актерами своего поколения, ни по фантастическим бюджетам, ни по масштабу замысла. Откровенной неудачей можно назвать лишь затянутый финал, который выполняет главную функцию – сбавляет обороты замысловатого сюжета, но не справляется с многослойностью сценария, неловко собирая хвосты в единый финал. В итоге фильм как бы балансирует между претензией на аккуратные работы о космических одиссеях и философской притчей, являясь на деле качественной фантастической работой, побуждающей к мыслям и спорам – редкое свойство, которое всегда отличает классические режиссерские работы от посредственных.

1

Kristina.nebo.

Об авторе / Kristina.nebo.

Коробка с конфетами. http://chrisbri.tumblr.com/

Добавить комментарий