«Мамочка» Ксавье Долана

kinopoisk.ru

Психологическая драма «Мамочка», которая наконец-то вышла на российских экранах, уже не идет в полупустых залах, как это было с первыми фильмами Ксавье Долана, но еще не вышла на тот уровень популярности, который по праву заслуживает. Обидно, что такие работы до сих пор демонстрируют в России в ограниченном прокате, с другой стороны, для истинных киноманов, которые не пройдут мимо последних новостей с канадского кинонебосвода, посидеть в камерной обстановке пустого кинотеатра – всегда редкое удовольствие. Та самая мамочка Диана – один из ключевых персонажей фильма, женщина средних лет со сложными жизненными обстоятельствами, которая вынуждена забрать из школы для трудных детей своего сына Стива, буйного подростка – провокатора, готового подраться с каждым встречным и болезненно нуждающегося в материнской любви. Стив не вписывается в жизнь Дианы, которая, будучи натурой страстной и взбалмошной, пытается свети концы с концами и обрести душевное равновесие, но на подмогу неожиданно приходит робкая соседка из дома напротив со странным именем Кайла – еще один человек, в жизни которого присутствует трагедия. Трогательная забота Кайлы с переменным успехом усмиряет подростковое безумие Стива, но странная и болезненная идиллия трех совершенно разных людей вскоре оборачивается тяжким моральным выбором, о котором, в конечном итоге, и пойдет речь в фильме.
Антуан – Оливье Пилон как нельзя лучше подходит на роль Стива, воплощая в себе бунтарский дух на грани фола и степень свободы, которая вызывающе красиво смотрится на большом экране. Пилон имеет все шансы перекочевать и в другие работы Долана, как это случилось с Энн Дорвал и Сюзанн Клемен – одинаково органичными как в ролях роковых женщин, так и любящих матерей. Стандартная на первый взгляд история взаимоотношений отцов и детей часто доводится Доланом до крайних проявлений – нарочитое заигрывание со всеми гранями социопатии выглядит несколько наивно, однако не раздражает зрителя, привыкшего к типичным для канадского вундеркинда бурным проявлениям чувств и переживаний на экране. Если вспомнить ранние работы Долана, кажется, в каждом фильме все еще умудряющемся немного рассказать о себе, то разницу заметить почти невозможно – все те же экзальтированные подростки, утрированные образы женщин и крупные планы. Тем не менее, «Мамочка» не случайно позволила критикам в Каннах поставить 25-летнего Ксавье в один ряд с Годаром – никто из поколения молодых режиссеров не может так ярко и живо продемонстрировать творческий рост и способность год от года выжимать из обычных историй максимум драмы и, насколько это уместно по отношению к художественному фильму, поэзии.

gcx9WuSE2tI

В чертах взбалмошного Стива легко угадывается личное начало режиссера, который еще лет пять назад вполне мог сыграть главного героя, но сегодня, имея в запасе целую россыпь призов и всеобщее признание, предпочитает находиться по ту сторону камеры. Будь тот же сюжет разыгран в российских реалиях, не удалось бы обойтись без более радикальных художественных приемов. Однако действие происходит в относительно благополучной канадской глуши, возможно, поэтому фильм оставляет исключительно благостное и светлое чувство надежды на лучшее. Наверное, будет гораздо правильнее посмотреть «Мамочку» в оригинале, так как русский дубляж снижает градус напряжения в некоторых сценах. А вот иллюзорный саундтрек, объединивший как хиты из 90-х, так и современные мотивы наподобие Ланы дель Рэй, напротив, доставляет редкое удовольствие, превращая «Мамочку» в универсальную историю без привязки к конкретному временному отрезку.
Можно по-разному отнестись к операторским находкам и к формату кино, но если поинтересоваться последними наградами, которые успела получить «Мамочка» во всем мире, то среди них есть ряд призов для операторов Долана, что является самым верным доказательством верно выбранной подачи. Учитывая тотальную любовь поклонников, которая преследует Ксавье Долана с самого начала карьеры, особенно интересно, как будет разыграна партия в Оскар на лучший иностранный фильм года – как известно, «Мамочка» стала фильмом-претендентом от Канады. Едва ли в данном случае можно спрогнозировать победу, но есть приятная уверенность, что шанс получить приз Киноакадемии появится у Долана еще не раз – его профессиональный успех и готовность высказаться на самые разные темы посредством кино уже давно можно рассматривать через призму выдающегося таланта, а не пресловутого юношеского энтузиазма и энергии молодости, хотя и этих качеств ему, конечно, не занимать.

1
Kristina.nebo.

Об авторе / Kristina.nebo.

Коробка с конфетами. http://chrisbri.tumblr.com/

Добавить комментарий