Образ царя в советской сказке

Советские экранизированные сказки населены удивительными персонажами, среди которых первое место хочется отдать политико-паравовым личностям, а именно царям.

Самое первое, что приходит на ум, при их упоминании, это царский облик и форма правления государством.

Сказочных монархов можно условно поделить на два основных типа:

- милые маразматики;

- неадекватные злыдни.

Так, советские кино-цари никогда не представлялись умными, сильными и великими.

Например, король из «Золушки» ведет себя явно не по-королевски, когда начинает швырять корону, ребячится и улыбаться куда-то в никуда.

Типичный представитель первого типа, глядя на которого трудно вообще представить, что он способен чем-то править. На его фоне еще больше подчеркивается влияние мачехи, которая выглядит более авторитетно, чем сам государь.

Следующий пример – «Королевство Кривых Зеркал». Не смотря на то, что здешний король относится также к первому типу, хотя они не такой милый, как в первом случае.

Это еще один король, который не пользуется авторитетом и явно уступает двум своим придворным Нушроку и Абажу.

Следует отметить, что в таких сказках часто встречаются фразы, связанные с религией, хотя она не приветствовалась советской властью. Зато было много элементов тотемного язычества.

Так, коршун и жаба очень часто встречаются во многих мифах и сказках народов мира.

Сказка «Огонь, вода и медные трубы» представляет зрителю классических царей, работа которых заключается в сидении на троне, причем они абсолютно не заинтересованы делами общества.

Дополняют картину постоянно бегающие туда – сюда министры и бояре, которые, как и владыки, ничем не занимаются, а просто дополняют общую картину сказки (а какая сказка без царя?). Тоже самое можно сказать и о «мистических» царях, в лице Кощея и морского владыки.

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на популярность советских сказок, на них наложен большой отпечаток отношения советских властей к монархии (для сравнения достаточно посмотреть зарубежные сказки и образы тамошних правителей).

Советские сказочные цари выступают по детски наивными, неадекватными, и, чаще всего, одного образа – наличие лысинки, бакенбардов и сапогов.

Чаще всего они выступают в роли безвольных и зависящих от придворных людей, которые не заботятся о своей державе, уступая место второстепенный героям, таким как визири, бояре, министры и даже личности за пределами дворца (мачехи, богачи и т.д.).

Но, с другой стороны, в этом и состоит изюминка советской сказки, которая без простоватого образа царя была бы не такой полной, доброй и наивной.

1

Добавить комментарий