Think, Idiot, Think! Постскриптум

В июне на территории проекта FABRИКА прошел фестиваль концентрированного кино и музыки, организованный  Pride Production.

В этот вечер прогрессивная аудитория Москвы получила возможность оценить лучшие короткометражные работы начинающих режиссеров, прошедшие длительный этап конкурсного отбора, и послушать новую музыкальную программу от групп concise и Ин-Се.

Pride Production не первый год проводит андеграундные мероприятия, приглашая выступить ведущие московские группы, но мероприятие такого типа является новым форматом не только для его участников, но и для компании, которая в настоящее время активно работает в самых разных областях – от искусства до издательской деятельности.

В атмосфере живого общения и непосредственного контакта режиссеров и зрителей путем открытого голосования были определены победители фестиваля.

Сегодня для 8hate.ru на вопросы о творчестве, судьбах российского кинематографа и о фильме «Принимать внутрь», особенно отмеченном зрителями, отвечает режиссер Александр Варлей.

Расскажите о «Принимать внутрь». Какова история создания фильма, как пришла сама идея, как складывался съемочный процесс?

Если говорить о том, как всё начиналось, то «вдохновителей» у фильма было множество, с самых разных сторон, такое часто бывает. А самый первый образ — образ Официанта (так мы решили назвать персонажа) — появился под впечатлением от рассказов братьев Пресняковых. К моменту съёмок и окончательного варианта сценария многое уже поменялось, естественно.

Так как многое на съёмках делалось своими силами, то и процесс временами затягивался, чего греха таить. К примеру, мы с оператором сами ездили за той самой дверью, которая «играет» в квартире героев, потом я сам покупал специальное стекло нужной толщины, обдирал обои в квартире для съёмок… Одна интересная деталь: съёмки заняли всего восемь дней (а можно было и ещё быстрее), но растянулись эти дни на — внимание — ровно девять месяцев от первого до последнего съёмочного дня. Так что родили)

Насколько Вас фильм автобиографичен?

Тут есть даже немного мистики: сценарий мы вместе с Рустемом Фесаком писали совершенно, что называется, «из головы», зато потом некоторые вещи в моей жизни сбылись вплоть до деталей. Тут уж поневоле задумаешься. И ещё один актёр, которому я дал посмотреть фильм, спросил: «Саня, а ты, когда снимал фильм, с девушкой расстался?» Я ответил: «Ну да». «Это чувствуется» — сказал он. Хотя, по-моему, это не очень чувствуется, просто история к такому ощущению ведёт.

Важно ли для Вас признание публики или гораздо большее значение имеет личное удовлетворение от проделанной работы?

Удовлетворение от собственной работы, труда, времени и сил, конечно, очень важно, но я покривлю душой, если скажу, что внимание и признание публики мне безразлично.

Кино — всё-таки массовое искусство, так что если мнение зрителей тебя не волнует, то можешь снимать фильмы сам, а потом сам же и смотреть их, запершись один дома. При этом мнение публики, которое мне очень важно, не обязательно должно быть положительным — главное, чтобы оно было честным. Я только в начале пути, поэтому многие, даже самые неожиданные замечания иногда бывают очень ценными, и их полезно бывает «намотать на ус».

Какими профессиональными достижениями Вы гордитесь больше всего?

Профессиональными достижениями я пока, наверное, и похвастаться не могу — не так уж много я снял сам, как режиссёр-постановщик. А вот работа на съёмочной площадке, с такими мастерами как Никита Михалков, Иван Вырыпаев, Владимир Хотиненко и другие — это, конечно, бесценный опыт. Тем он ценнее, что это не просто наблюдение со стороны, участие в процессе, когда к твоим словам, если они, конечно, по делу, прислушиваются, невзирая на твой опыт и возраст.

Во время просмотра какого фильма у Вас возникает внутренний вопрос: «Почему это снял не я?»

Так скорее бывает не с фильмами, а с отдельными сценами — причём, как при просмотре на экране, так и в работе с каким-то режиссёром. Причём иногда думаешь: «О, вот тут я бы сделал по-другому, и могло получиться интереснее», а иногда — просто смотришь и завидуешь белой завистью. Если называть конкретные фильмы, которым я «завидую» больше всего — это, наверное, из последних впечатлений, «Проверка на дорогах», «Across the Universe» и «Анализируй это». Из совсем новых — «Артист».

Приступая к съемкам фильма, какие чувства Вы испытываете – эйфорию, ожидание тяжелого труда, страх или что-то еще?

Накануне съёмок, конечно, есть лёгкий мандраж, и это нормально. Но, во-первых, он сразу пропадает, когда начинается процесс — там уже нет времени бояться. А во-вторых, съёмка фильма, особенно если ты, помимо режиссуры, причастен ещё и к написанию сценария — это возможность воплотить свои мысли, своё видение мира, и конечно, это радует. Иначе, наверное, я бы этим не занимался.

Как Вы думаете, с кем работать проще – с известными или неизвестными актерами? В чем плюсы и минусы этих категорий?

Мне ещё об этом сложно судить, в отличие от маститых режиссёров, но могу сказать, что и у тех и у других есть свои плюсы и минусы. К примеру, опытный артист может работать по какому-то себе выбранному шаблону, или вдруг «зажаться» в непонятной ситуации.

В начинающих актёрах иногда подкупает непосредственность, тот случай, когда за счёт энергетики и желания ты можешь компенсировать недостаток опыта и знаний. В общем, возраст актёра не важен, важно — хороший актёр, или нет ;-)

Дэвид  Линч в одном из интервью сказал, что даже спустя несколько лет работы в кино он не чувствовал себя режиссером и серьезной частью этого круга. Чувствуете ли Вы себя частью системы?

Очень не нравится слово «система», так что частью системы я себя точно не чувствую. А то, каков режиссёр я есть, надеюсь, станет понятно в ближайшем будущем, я ещё только начинаю, двигаюсь путём проб и ошибок. Что-то может не получиться, но я стараюсь.

Что Вам ближе – европейское, американское или азиатское кино?

Не очень-то я большой спец в азиатском кино, честно скажу. А кино мне ближе, пардон, хорошее — и в этом случае совершенно неважно, где, кем и на каком языке оно снято.

Ваши творческие планы?

Есть пара сценариев, которые сидят у меня в голове, надеюсь, что-то мы с командой в ближайшее время с ними сделаем. А вообще, как сказал один интересный человек: «Реальность гораздо удивительнее любых фантазий», так что я живу, творю и стараюсь не останавливаться на достигнутом.

3

Добавить комментарий