Юло Соостер – один из представителей русского авангарда

Мотивы его творчества древни как мир, смысл их – положителен, образ – нагляден.

В основном Соостер рисовал яйца, рыб и можжевельники (художник родился на эстонском острове Хийумаа, где эти можжевельники сплошь и рядом).  Но это не просто картинки, это нечто большее. Это символы-метафоры. Поскольку и яйца, и рыбы, и можжевельники овальной формы (а овал считается идеальной формой),  то суть они – те же яйца. Таким образом, можно сказать, что тема жизни в его творчестве носит характер абсолюта.

Другие метафоры художника  – образ женщины, голова человека с её отдельными составляющими (глаз, нос, губы, ухо) и мотив окон. Некоторые из этих символов можно распознать и в абстрактных рисунках.

После того, как Соостер отсидел в лагере по нелепому обвинению в угоне самолёта с целью улететь учиться в Париж, вместе со своей женой-художницей Лидией он поселился  в Москве. Быстро вошёл в круг подпольных художников и даже стал их идейным предводителем. Для русских авангардистов Соостер воплощал в себе новаторство, другое видение мира, близкое к европейскому. Московские художники андеграунда переняли у него творческий экспериментализм, философский подход  и многое другое. Соостер стал своеобразным творческим мостом между Москвой и Таллинном, или лучше сказать Москвой и Эстонией.

Обращаясь к таким направлениям изобразительного искусства как реализм, импрессионизм, кубизм, конструктивизм, метафизическая живопись и абстракционизм, Соостер по-своему анализировал их. Его работы очень мало выставлялись. А лагерный период родил серию рисунков, которые сейчас причисляются к  ставшему отдельным жанром лагерному искусству.

Нонконформист Соостер уделял внимание и фактуре своих полотен. Он достигал рельефности, используя различные материалы, начиная от густых красок и заканчивая кусочками стекла. Из цветов Соостер часто использовал красный и синий, а также серый, являющийся суммой белого и чёрного. Это инь и янь, прообраз живой субстанции, жизни, зарождающейся самой в себе.

Причислить творчество Соостера к определённому направлению в искусстве определённо нельзя. Но его творчество позитивно, а символика подчёркивается трижды – формой, цветами, фактурой.

11

Добавить комментарий